Архивы

Свежие комментарии

    Вкусовой рецептор - сайт о вкусной и здоровой пище.
    Интересное бесплатно!
    Озон

    Сокровища «Принца де Конти»

    Сокровища «Принца де Конти»

        Ранним утром 3 декабря 1746 года на скалистом юго-западном берегу острова Бель-Иль у западного побережья Франции послышались доносившиеся сквозь океанский рев пушечные выстрелы. Густой туман и огромный прибой мешали видеть, что же происходит в океане. Немногочисленные жители и береговая охрана столпились на мрачном каменистом берегу и, услышав сигналы о помощи, бросились к стоявшим в защищенной бухточке двум баркасам. Гребцы налегли на весла, и вскоре суденышки растаяли в тумане…

        А всего в полумиле от берега дрейфовало терпящее бедствие судно. Две его мачты были сломаны, на уцелевшей бизани матросы еще пытались ставить парус, но резкий порыв ветра снес его вместе с людьми в клокочущие, белые от пены волны. Отдали оба якоря, но якорные канаты натянулись и лопнули, как две гнилые нитки. С каждым новым валом, перекатывающимся по палубе, судно все больше принимало воды, проникавшей внутрь через сорванные люки и двери. Все шлюпки оказались разбитыми. Еще один вал прокатился по палубе, смывая с нее все, что еще оставалось, и судно, повалившись на левый борт, спустя несколько минут затонуло почти у самого берега.

       Об этой катастрофе рассказали спасенные береговой охраной члены экипажа «Принца де Конти», принадлежащего компании Французской Индии.

        По судовым документам, хранящимся в архиве Пор-Лорьяна, судно «Принц де Конти» водоизмещением 600 тонн было вооружено 38 пушками. Постройку его вел Камбр по проекту и чертежам известного французского кораблестроителя Жоффруа, корабль был спущен на воду в 1743 году.

       …2 апреля 1745 года вместе с двумя другими судами «Принц де Конти», которым командовал опытный судоводитель Шарль Бреар де Буазанже, сделавший уже несколько успешных рейсов, был отправлен в Китай.

     Куда исчезло золото?

        10 декабря 1746 года директор компании Годейе посылает одного из лучших стороительных мастеров компании Французской Индии инженера Гийуа на остров Бель-Иль для составления доклада об обстановке на месте и возможности подъема ценного груза, состоящего из небольших золотых слитков.

       «Что касается золота, — пишет в докладе Гийуа, — если бы оно было в ящике, то у нас была бы надежда его разыскать и поднять, но, как нам стало известно, капитан Буазанже из предосторожности на случай возможного нападения английских каперов поместил его в пояса офицеров, так как в случае пленения они по обычаю не обыскивались и могли сохранить золото на себе…»

        Этот документ включает в себя сделанный от руки план местности. Задача оказалась трудной, и компания старалась привлечь к подъему золота как можно больше своих людей, воспользовавшись и услугами трех спасшихся от кораблекрушения.

       Комендант крепости Бель-Иль приказал в четырех церковных приходах острова вывесить объявления с призывом к жителям помочь в поисках и подъеме имущества и груза с затонувшего судна.

        Г-н Кер-Марке, сборщик государственных налогов, взялся собрать добровольцев из крестьян побережья для подъема и с ушки шелка, чая, кофе, какао и других ценных грузов, находившихся в трюмах «Принца де Конти».  Для этой цели на берегу были сложены печи. Пьер Палюдье, назначенный мастером, вместе с другими служащими компании Бернаром и Ле Тайеком занимался охраной днем и ночью места катастрофы. В помощь им было выделено небольшое судно, а в ближайшей деревне арендовали магазин для складирования выловленных товаров, а также нанято несколько лошадей и повозок.

         Сначала компания рассчитывала поднимать грузы с помощью ныряльщиков, для чего и наняла профессионала по фамилии Ля Мер на три дня с оплатой в 9 ливров. Но успеха эта операция не принесла, и  компания решила изготовить водолазный колокол. Это громоздкое  сооружение требовало специального инженерного решения. В первоначальном плане колокол предполагали подвесить между двумя барками, но, поскольку в этом районе постоянно дули западные ветры, гнавшие большую волну, от этого проекта пришлось отказаться, так как, раскачиваясь, колокол попросту утопил бы суда, на которых был укреплен. Тогда компания решила подвесить его между двумя  большими треногами, закрепленными на двух сторонах залива.

        Интересно, что до наших дней сохранились ямы квадратного сечения, вырубленные в скалах, а в архиве Пор-Лорьяна упоминается об использовании каменотесов, но нет никакого описания самого колокола. Известно, что в нем опускался некто Лерюм. Его снаряжение состояло из двух щипцов разной длины, небольших граблей, крючьев, ножниц, лебедки и маленького колокола.

        Комендант острова Равенель не был оптимистом в этом деле и писал министру:

    «Г-н Годейе вчера попросил меня помочь с работами по спасению «Борэ» ( другого королевского судна, севшего на камни недалеко от Пор-Лорьна), но в Пор-Лорьяне слишком мало рабочих и они заняты новой машиной для погружения в море, предназначенной для спасения золота, которое было на «Принце де Конти», и со всем, что с этим связано, но судя по тому, как мне ее описали, в ней утонет более людей, нежели будет поднято золотых талеров…».

        Но работы по подъему груза с помощью колокола все же начались. Были подняты 31 пушка, более 1000 ядер, около 21 тонны металлического балласта, несколько тонн ценного эбенового дерева… Однако официально не было обэявлено о находке хотя бы одного золотого слитка.

        Капитан береговой охраны Бель-Иля де Тайи пишет в своем труде «Государство и морская история Бель-Иля»:

        «Корабль «Принц де Конти», принадлежавший бывшей Индийской компании, шедший из Китая с ценным грузом, разбился у берегов острова в конце 1746 года в очень сильный туман. Помощь, которую береговая охрана попыталась ему оказать, была сильно затруднена, из-за чего удалось спасти менее половины экипажа. Капитан также погиб, и ничего нельзя было спасти из груза: поскольку корабль был гружен золотом в слитках, для его поисков и подъема груза велись работы…».

        Тем не менее можно предполагать, что большую часть ценного груза все же подняли. Достаточно при этом сослаться на информацию строительного мастера компании Гиуйа:

       «Я должен упомянуть о том, что произошло с 12-летним мальчиком Сангине, который сообщил мне, что на второй день после кораблекрушения он занимался разбором обломков и нашел пояс в четыре пальца шириной, очень тяжелый, который и был вырван у него четырьмя или пятью рабочими, работавшими там же; при этом присутствовал служащий королевской налоговой службы по фамилии Ле Гоф…»

        Нет необходимости говорить о том, что этот пояс так никогда и не был найден. Еще один факт говорит об успешно проведенной работе — вознаграждения, выплаченные служащим компании и людям, непосредственно занимавшимся подъемом груза. Так, некий Брюленн получил 400 ливров, Бонамур — 300 ливров, Сангине — 500 ливров (это он нашел первый пояс, который у него отобрали), упоминавшийся Гийуа — 1200 ливров. Суммы по тем временам довольно большие, и сомнительно, что бы их выплатили только за пушки, ядра и железный балласт…

        Тогда же чем объяснить молчание компании? В настоящее время на это почти невозможно ответить. Но можно предпологать, что если груз был застрахован, то компания утаила сведения о найденном золоте, для того чтобы получить страховку, либо она скрыла поднятый со дна груз, чтобы не платить налоги королевской налоговой службе.

        Сколько же золота могло быть на «Принце де Конти»? Об этом вскользь упоминается в вахтенном журнале другого судна — «Эмабль»,  где рассказано о сражении с двумя английскими корсарами. Вот что пишет капитан де Коломье-Жолиф:

        «Я могу ошибиться в оценках сил (англичан), но я предпочел бы оставить весь груз на земле. Во время пребывания на острове Фернандо-ди-Норонья за покупку свежих продуктов для команды наших судов -«Принца де Конти» и моего — я оплачивал расходы золотом из груза, использовав пакет №44, в котором было 5 золотых лепешек».

        Известно, что «Эмабль» был загружен по крайней мере 220 золотыми лепешками! Луи Дерминь пишет в своем труде «Торговля в Кантоне в XVIII веке», что обычный груз судна составлял около 1000 золотых лепешек  в 10 таэлей (378 граммов) каждая, и, несмотря на то, что компания придерживалась относительной честности и твердости в своих спекуляциях, резонно предположить, что контрабанда была больше и цифра в 1000 лепешек была значительно занижена.

        Компания обычно посылала в Китай по три корабля вместимостью от 600 до 1000 тонн каждый, затрачивая на это кокло 3 миллионов. В Китай экспортировались различные европейские товары, но главным были французские ткани, которые обходились компании в 500-600 тысяч ливров. Во Францию же доставлялись чай, фарфор, пальмовое и эбеновое дерево, ревень,  который пользовался большим спросом у французских гурманов, нанкинский шелк и золото. Ценность этого металла в торговле с Кантоном подчеркивается Гийомом Феврие в 1738 году:

        «Основной целью в торговле с Китаем должна быть добыча золота…» И далее  добавлялось: «… поскольку у китайцев совсем нет денег, они охотно отдают свое золото за то, что им нужно, а для тех, кто им привозит товары, в этом есть прямая выгода…».

        В Китае золото и серебро не входили тогда в денежный оборот. Серебро являлось эталоном в торговых сделках, а золото расценивалось как товар. Эти металлы находились в обращении в форме маленьких слитков, от которых откалывались большие или маленькие куски. Такой обмен приносил европейцам значительный доход, и, по-видимому, жажда золота вдохновляла французские экспедиции в южные моря за серебром, а впоследствии — в почти кругосветные путешествия — в Кантон или Шанхай.

    Окончание следует…

    А. Среднев. М. Михайлов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.