Архивы

Свежие комментарии

    Вкусовой рецептор - сайт о вкусной и здоровой пище.
    Интересное бесплатно!
    Озон

    Сокровища «Принца де Конти»-2

    Сокровища «Принца де Конти»-2

    Двести тридцать лет спустя

        Так было ли на судне «Принц де Конти» золото?  Этот вопрос задала почти 230 лет спустя группа французских искателей подводных сокровищ, оснащенная по послед-нему слову техники — новейшими аквалангами, резиновыми лодками с подвесными моторами, специальными гидрокостюмами и т.п. В руках экспедиции находилось много старинных документов и выписок из них, но самый важный — точное описание места кораблекрушения «Принца де Конти».

        В августе 1974 года экспедиция прибыла на место поисков и начала подводную разведку близ Пор-Лоска — кельтское название мыса Кошачий хвост, а он и впрямь напоминает сидящую кошку с протянутым в море хвостом.

        Первые погружения ничего не принесли, утром искатели вставали с надеждой на успех, а вечером собирались разочарованные у костра, чтобы утром снова идти под воду. Так прошел почти месяц. Как-то днем во время очередного отдыха от утомительного погружения руководитель группы обратил внимание на квадратные ямы, вырубленные в скалах. Очевидно, они служили отверстиями для основания мачт, на которых подвешивался колокол.

        Осмотрев внимательно местность, они нашли пятнадцать таких же ям, сгруппированных по три. Позднее была обнаружена вырубленная в скалах лестница, которую называют «английской лестницей». По-видимому, она была вырублена английскими пленными, использовавшимися для работ по подъему ценностей с погибшего судна. Вот как рассказывает об этом руководитель группы:

       «Здесь почти всегда прозрачность воды около 10-12 метров. На дне коридор из гальки и песка, который разделяет ущелье из скал, покрытых огромными водорослями зеленого и коричневого цвета с белыми пятнами. На отдельных скалах — ковер из розового мха. Усатые барабульки роют песок, не обращая на нас ни малейшего внимания, зато губаны поглядывают на нас искоса и спасаются бегством. Мы кружили вокруг якорной цепи нашей надувной лодки и пытались определиться по плану, отыскивая большие металлические массы вроде пушек. Но остались ли они? В этом месте глубина в отлив составляла около шести метров. Я напряженно всматриваюсь в дно, стараясь заметить хоть какие-нибудь обломки. В предыдущее погружение на этом месте мы нашли несколько кусков эбенового дерева — подтверждение, что мы на правильном пути. Тем временем наши поиски и ежедневные погружения не прошли незамеченными… Но кто мог нас заподозрить в том, что мы ищем сокровища давным-давно затонувшего судна? Нас и заподозрили лишь в браконьерстве — ни мало ни много — в…  ловле омаров. Тем лучше. Кстати, если бы мы действительно ловили этих головоногих, то было бы это намного прибыльнее. Мы открыто заявили, что ищем обломки судна, затонувшего в последний шторм вблизи Пор-Лоска. После этого наблюдения и шпионаж за нами прекратились.

        Все конкретнее вырисовывалась картина кораблекрушения: мы представляли себе, как шквальный ветер гнал полузатопленное судно с обломанными мачтами, остатками парусов и измученным экипажем к скалистым берегам узкого залива. «Принц де Конти» неминуемо приближался к своей гибели, несчастные могли только сделать несколько выстрелов из пушек, подавая сигналы бедствия…

        Жаркое летнее солнце и повседневные заботы вернули нас к действительности. Итак, после 29 дней ежедневных погружений, прерываемых время от времени налетавшими небольшими шквалами, за исключением нескольких кусков эбенового дерева, мы ничего не нашли. Актив не в нашу пользу.

        …На 29 августа было назначено последнее погружение. Мои компаньоны были явно разочарованы, но я со всем возможным пылом убедил их, что, может, в последний раз нам повезет больше. Видимость под водой составляла  метров 15, на поверхности — полный штиль. Мы с остервенением резали ножами длинные ламинарии, которые сплошным ковром покрывали этот  участок дна. Через некоторое время; подрезая очередной куст, мой нож наткнулся на что-то твердое, обросшее мелкими ракушками и зарытое на три четверти в песок. Я принялся лихорадочно разрывать песок и через несколько минут всплыл с первым вещественным доказательством — прекрасным пушечным ядром. В пяти метрах от меня мой компаньон нашел две огромные чушки балласта. Это была победа! Отъезд мы отложили на неопределенное время».

     Находка под занавес

         19 сентября   я первым спустился под воду скашивать очередной участок водорослей. Расчистив небольшую площадку, я хотел приняться за поиски крупных   предметов, но прямо перед моими глазами лежала … желтая пластинка. Схватив ее, я  быстро поднялся наверх. Поль посмотрел на мое обручальное кольцо, но оно было на месте на правой руке, а пластинку я держал в левой. Второй мой компаньон подтвердил, что это золото.

        После обеда, окрыленный удачей, я снова опустился на то же место и принялся аккуратно сгребать песок. Сняв слой сантиметров в тридцать, нащупал в песке какой-то обломок. Сразу выдернуть его не удалось. Но, наконец, я наверху. Все собрались вокруг. Находку очистили. Это был золотой слиток в форме буквы «у» весом около 40 килограммов, на верхней его части было нанесено клеймо с китайскими иероглифами.

        Мы продолжали поиски с большим азартом. Первоначальное предположение, что слиток является частью пояса, который истлел в воде, отпадало, так как человек не мог носить ежедневно на себе 40 килограммов. Значит, кроме лепешек, были и крупные слитки, которые, возможно, и сейчас находятся под слоем песка. Но для этого требовались  новые затраты на более совершенное оборудование, так как пришлось бы снимать полуметровый слой песка…

        Надвигалась зима. У меня начались разногласия с моими коллегами, которые требовали львиной доли от всего найденного и 30 процентов всех доходов с моих будущих публикаций. Слиток они держали у себя. Я не согласился с кабальными условиями. Наши отношения резко ухудшились, и компаньоны… уехали, забрав слиток и не дав его мне даже сфотографировать.

         В СЕНТЯБРЕ 1975 года я сделал заявку на открытие обломков корабля, не заявив  о золотом слитке, чтобы не потерять возможности на использование открытия.

        3 августа, когда я с новыми компаньонами продолжал подводные раскопки, к нам прибыла на минном тральщике «Жасмин» морская жандармерия и потребовала прекращения наших работ, поскольку я допустил нарушение, забыв продлить разрешение на раскопки. Они также были предупреждены моим бывшим компаньоном о найденном золотом слитке.

        В свое оправдание я заявил, что у меня, за исключением его подъема, больше никогда не было этого слитка, чего мои бывшие компаньоны не могли отрицать.

        Было страшно обидно — ведь я провел огромную исследовательскую работу. Более тысячи часов потратил на сбор документации в различных архивах по поводу гибели «Принца де Конти». Без малейшей посторонней помощи после сотен часов поисков под водой нашел большую часть обломков и два золотых слитка, и теперь меня изгоняют с этого места!

       ДЕЛОМ заинтересовалась прокуратура Лорьяна, местные газеты выходили с сенсационными заголовками: «Учитель из Сен-Любена — владелец сокровища «Принца де Конти!». Мне было до окончания следствия запрещено уезжать с острова.

        У меня никогда не было намерения расхищать национальное достояние, тем более позволять делать раскопки на найденных  мной обломках и, конечно, заявлять о найденном слитке, прежде чем раскопки полностью закончатся, дабы избежать золотой лихорадки в Пор-Лоска. Я был глубоко огорчен и разочарован, мне вспомнились  слова Робера Стенюи : «Обломки не находят случайно. Поиску посвящают годы, он ведется в библиотеках и архивах, и когда такая проделана работа, приходит страсть гораздо более глубокая, чем жажда наживы.

        Мы хотим понять во всех нюансах послание, которое несет в себе вещь, пришедшая к нам через несколько веков; только  тогда проникнешься образом жизни той эпохи, понимаешь историческую важность и ценность найденных вещей, и пропадает желание грабежа и жажды наживы, которые первоначально ставили себе искатели подводных сокровищ».

          … ТАК СОВРЕМЕННЫМИ искателями подводных сокровищ была приподнята завеса над существованием ценного груза на погибшем более 230 лет назад корабле «Принц де Конти».

     

    А. Среднев. М. Михайлов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.