Архивы

Свежие комментарии

    Вкусовой рецептор - сайт о вкусной и здоровой пище.
    Интересное бесплатно!
    Озон

    Самый знаменитый кит

    Самый знаменитый кит

    В прошлом веке  военные флоты почти всех стран с великой охотой вербовали китобоев, поскольку люди этой профессии заслуженно считались превосходными моряками и отменными храбрецами. Действительно, нужно было обладать незаурядной отвагой, чтобы на небольших парусных суденышках и хрупких шлюпках-вельботах охотиться на китов, нападать с копьем-гарпуном на самых крупных и сильных из всех существующих на Земле животных.

        Некоторые киты своими размерами, окраской или повадками настолько выделялись из общей массы морских гигантов, что получали у китобоев отличительные прозвища, становились широко известными.

    События, приведшие к известности сам ого знаменитого в мире кита, начались 12 августа 1819 года. В тот день американское китобойное судно «Эссекс» отправилось с острова Нантакет, что в штате Массачусетс, на промысел в южную часть Тихого океана. Пятнадцать месяцев спустя, когда «Эссекс» находился посреди океана, неподалеку от экватора, наблюдатель с топа мачты заметил стадо кашалотов.

         Преследовать зубатых китов были отряжены три вельбота. Первым из них командовал сам капитан «Эссекса» Джордж Поллард, другим — старший помощник капитана Оуэн Чейз, а третьим — второй помощник капитана Мейзер Джой.

         Вскоре Чейз загарпунил кашалота, но тот, поднырнув под вельбот, пробил его борт своим хвостом. Чейз был вынужден обрезать гарпунный линь, связывавший вельбот с разъяренным животным, приказал матросам побыстрее заткнуть образовавшуюся пробоину куртками и рубахами и что есть мочи грести к «Эссексу».

         Пока корабельный плотник с матросами ремонтировали вельбот, Чейз, стоя на палубе «Эссекса», заметил всплывшего поблизости кита. Поначалу он не придал этому никакого значения: эти животные нередко разбивают и топят преследующие их шлюпки, но чтобы они нападали на судно — такого он еще не слыхивал.

         Однако несколько мгновений спустя  равнодушие Чейза и наблюдавших за китом членов команды сменилось неописуемым ужасом. Кашалот, длина которого составляла примерно 85 футов (26 метров), разгонялся с явным намерением таранить судно, которое было почти вдвое длиннее его. Раздался удар, треск досок пробитой обшивки, и в трюм «Эссекса» хлынула вода, а кашалот, повторив маневр, снова ударил головой в борт уже покалеченного судна. Спасти «Эссекс» не было никакой возможности. Члены команды под руководством Чейза едва успели спустить на воду запасной неповрежденный вельбот и погрузить в него два сундучка да кое-какие инструменты, как китобоец лег на борт.

        Тем временем два оставшихся в море вельбота возвращались к «Эссексу». Капитан Поллард, увидев выведенное из строя судно и покинувших его моряков, был потрясен:

         — Ради бога, мистер Чейз, объясните, что произошло?

         — Нас таранил кит, — ответил старший помощник.

         Капитан приказал обрубить такелаж «Эссекса», после чего судно несколько выпрямилось, что позволило снять с него небольшой запас галет, 700 с лишним литров воды, два компаса, немного инструментов и пять живых черепах.

        На следующее утро командный состав «Эссекса» держал совет. Хотя судно и оставалось пока на плаву, воспользоваться им для возвращения на родину было невозможно. Пускаться на поиски земли морякам предстояло на трех небольших открытых, не обеспечивающих защиты от палящих лучей тропического солнца, вельботах, имея скудные запасы провизии. Ближайшая суша — Маркизские острова — находилась от них в 1400 милях, но по слухам, там обитали людоеды. А от ближайшего материка — Южной Америки — бедствующих китобоев отделяло еще большее расстояние  — 3000 миль.

        Было решено идти через Тихий океан с надеждой встретить по пути какое-нибудь судно или на худой конец испить чашу испытаний до дна и попытаться достичь побережья Южной Америки, на что, как рассчитывали моряки, могли уйти примерно два месяца.

        Один из вельботов занял капитан Поллард с шестью матросами, в другом находился старший помощник Чейз с пятью членами команды, в третьем — второй помощник капитана Джой с экипажем из шести человек. Люди были посажены на голодный паек — одну налету и полпинты (0,23 литра) пресной воды в день. Черепашье мясо, на первых порах скрашивавшее этот скудный рацион, скоро кончилось. Люди постоянно испытывали голод, жажду и опасение, что той провизии, которая еще оставалась у них, хватит ненадолго.

        На девятнадцатый день плавания разразился сильный шторм. Моряки умудрились не потерять друг друга из вида в бушующем океане, но сильным ветром их вельботы снесло с намеченного курса. Чтобы вернуться на него, пришлось снова грести. Люди стали получать двойной рацион, но добавка одной галеты не могла прибавить сил истощенным матросам, которые с трудом двигали веслами…

        На тридцать первые сутки был замечен остров. Моряки не сразу решились пристать к нему, опасаясь людоедов, однако голод и жажда пересилили страх перед неизвестным. Остров был необитаем, но, увы, не оказалось там и достаточного количества пищи и пресной воды. Он мог прокормить некоторое время самое большее трех человек, но никак не двадцать. Поэтому через неделю китобои покинули этот клочок суши, оставив на нем трех добровольцев, которые предпочли дожидаться спасения на твердой земле.

        Снова подняты паруса на вельботах. Моряки надеялись добраться до острова Питкэрн, где еще проживали семьи мятежников со знаменитого брига «Баунти», но потом возникло опасение, что найти его в океане будет примерно так же легко, как иголку в стоге сена. Поэтому было решено держать курс по направлению к более обширной суше — острову Пасхи. На сорок пятый день путешествия капитан Поллард установил, что вельботы снова снесены с намеченного курса и надежда доплыть до Пасхи должна быть оставлена. Тогда вельботы взяли курс по направлению к островам Хуан-Фернандес, которые находились от них примерно в 2500 милях, у западного побережья Южной Америки. Воды и пищи оставалось уже совсем немного…

        На пятьдесят вторые сутки плавания, не выдержав лишений, умер и был похоронен в море один из членов команды. Через два дня после этого разразился очередной шторм. Когда на следующие сутки небо прояснилось, Оуэн Чейз и четверо матросов в его вельботе, осмотревшись вокруг, не увидели ничего, кроме безбрежного океана. В ночной тьме два остальных вельбота затерялись где-то среди бушующих штормовых волн.

        Чейз со своими людьми продолжил нескончаемый переход через Тихий океан. Вскоре умер и был предан морской пучине еще один моряк. Живых в вельботе осталось четверо.

        На шестьдесят девятые сутки после крушения «Эссекса» они были настолько измучены лишениями, что ни у кого уже не хватало сил управлять вельботом. На восемьдесят первые сутки один из них от нестерпимой жажды лишился рассудка и потребовал подать ему… чашку воды и салфетку. Через час страдалец скончался. Теперь в живых оставалось лишь трое, младшему из них исполнилось всего семнадцать лет. На девяносто первые сутки этот юноша лег на дно вельбота и приготовился к смерти, но здесь, к счастью, остальные двое заметили в море парус.

        Трое полуживых китобоев, похожих на скелеты, были подобраны британским судном. За три месяца плавания в открытой шлюпке по Тихому океану они преодолели 4500 миль!

         А через пять дней после этого китобойное судно подобрало в океане вельбот с капитаном Поллардом и одним матросом. Эти двое удалились от места гибели судна на 4600 миль. Второй помощник капитана Мейзер Джой и команда его вельбота пропали без вести.

        Пятеро спасшихся с «Эссекса» вновь встретились в Чили. Капитан Поллард сообщил находившимся там представителям военно-морского флота США о трех матросах, оставшихся на необитаемом острове. Одному из американских военных кораблей было отдано распоряжение идти к этому острову и снять с него людей, если они еще живы. Когда корабль при шел туда, эти трое все еще ждали, не теряя надежды, появления случайно проходящего судна.

        Таким образом, из двадцати моряков с протараненного кашалотом «Эссекса» в живых осталось лишь восемь. Капитан Поллард совершил после этого всего один рейс. На этот раз его судно разбилось, наскочив на риф, и снова моряку пришлось спасаться в открытой шлюпке, но теперь он вместе с экипажем был подобран через пять дней после крушения. Больше Поллард решил не испытывать судьбу и отказался от морской карьеры.

        А его старший помощник Оуэн Чейз продолжал ходить  в море и дослужился до капитана. Его перу и принадлежит отчет об этой морской трагедии, названный им «Рассказом о необычном и горестном крушении китобойного судна «Эссекс» из Нантакета».

        Из всех участников описанной истории самым знаменитым оказался кашалот. Рассказ об этом свирепом ките сначала услыхал, а потом прочитал и отчет Чейза молодой моряк-китобой Герман Мелвилл (1819-1891), который впоследствии сделал эпизод нападения кита на судно развязкой своего всемирно известного романа «Моби Дик», увидевшего свет в 1851 году.

    Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.