Покинутые корабли и «голос моря»
Покинутые корабли и «голос моря»
1. Давным-давно и сегодня
В наши дни нередко поступают сообщения о том, что торговые суда в океане встречают покинутые людьми яхты, на которых были запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение и радиостанции. Как правило, проведенные расследования всех этих странных случаев ответа на вопрос «куда делись люди?» не дают. Никто не может достоверно объяснить, в чем же дело. «Нечто» заставляет людей исчезать в течение нескольких, буквально считанных минут…
И как же тут не вспомнить некоторые наиболее «загадочные истории» прошлого, все еще волнующие наше воображение?
Причина исчезновения в прошлом веке во время плавания через Атлантику с борта американской бригантины «Мария Целеста» экипажа и пассажиров точно не объяснена до сих пор. Само происшествие в истории торгового судоходства стало давно хрестоматийным, а выражение «Тайна «Марии Целесты» превратилось в синоним загадочного, необъяснимого происшествия на море.
Было бы ошибкой считать, что это печальное происшествие — единственное в своем роде. Люди без видимых на то причин исчезали с судов и до этого случая и после. Вот подобные происшествия, которые по сей день остаются тайной.
Английский барк «Маратон» в Северной Атлантике 28 февраля 1855 года встретил американский трехмачтовый барк «Джеймс Честер». Никем не управляемый, под низкими парусами, он лежал в дрейфе. Моряки «Моратона» подошли к нему на шлюпке и обследовали. Судно находилось во вполне исправном состоянии, груз его был цел, четыре спасательных вельбота и ял стояли на кильблоках, в кладовых хранился рассчитанный на океанский рейс запас провизии и воды. Не хватало главного путевого компаса, судового журнала и … экипажа с капитаном. Никаких следов борьбы или насилия не было.
Сначала думали, что на барке имелась еще одна шлюпка, на которой экипаж и оставил свое судно. Но когда капитан «Маратона» привел найденное судно в Нью-Йорк, владельцы опровергли это предположение. Каких-либо следов исчезнувшего экипажа «Джеймса Честера» так и не обнаружили. Что заставило команду бросить свое вполне исправное судно?
До сих пор в Америке никто не может дать объяснения исчезновению экипажа с парусного корабля «Сибэрд». В 1880 году летним солнечным днем он под всеми парусами появился на горизонте напротив поселка Истонс-Бич близ города Ньюпорт штата Род_айленд. Спустя несколько минут корабль уткнулся носом в песчаный берег. Жители поселка взобрались на борт парусника и к своему изумлению не нашли на корабле ни одного человека. Судовые документы и груз находились в целости и сохранности, шлюпки на месте, стол в капитанском салоне накрыт для завтрака, а на камбузе кипел кофе. Единственным живым существом на борту была жалобно скулившая дворняжка.
Хотя «Летучие голландцы», как правило, внушали морякам прошлого века мистический ужас, некоторые капитаны-смельчаки отваживались их «заарканить» и приводить в порты. Целью при этом являлось одно — страховое вознаграждение. Но не всегда это удавалось сделать.
Вот история, которая произошла в конце 1881 года с американским клипером «Эллен Остин».
12 декабря в северной части Атлантического океана с «Эллен Остин» заметили небольшую шхуну, лежащую в дрейфе. Людей на ее палубе не было видно, и капитан Гриффин послал своего помощника осмотреть загадочное судно.
Добравшись на шлюпке до шхуны, американские моряки увидели, что на ее корме стерты название и порт приписки. Парусник был в полной исправности; груз его — фрукты и вино в бутылках — цел; на камбузе — большой запас продуктов и воды. Никаких судовых документов обнаружить не удалось.
Капитан Гриффин решил захватить шхуну как приз и начал уговаривать нескольких моряков пересесть на шхуну.
Начали буксировку. Две недели плавание продолжалось благополучно. Когда до берега оставалось три дня пути, налетел шквал, и буксир оборвался. В ночной мгле суда потеряли друг друга из виду.
«Эллен Остин» обнаружил шхуну только через сутки, на этот раз всего в техстах милях от Нью-Йорка. Но на сигналы никто не ответил. Как ни странно, люди Гриффина со шхуны исчезли.
Приз был почти в руках. И опять капитан Гриффин за огромное по тому времени вознаграждение уговаривает нескольких моряков отправиться на шхуну. «Держитесь в кильватере, и все будет в порядке!» — подбадривает их капитан, когда они уже прыгают в шлюпку.
Погода стояла отличная, дул легкий бриз, на небе светили яркие зимние звезды. Перед рассветом рулевой «Эллен Остин» почувствовал, что корабль резко увеличил ход. Он оглянулся: шхуны на буксире больше не было… Так и осталось загадкой, куда делась шхуна…
Продолжение следует…
Лев Скрягин. Газета «Водный транспорт», прошлый век
Добавить комментарий